Меню

Портреты девочек с кошками

Портреты девочек с кошками

Иван Николаевич Крамской. 1882.Девушка с кошкой Холст, масло. 71 x 58 см Музей Русского Искусства, Киев

На картине изображена дочь художника София
Отношение Крамского с дочкой были очень дружественными, если не сказать больше – эти два родных человека обожали друг друга. По творчеству художника можно отчётливо проследить, как взрослела и хорошела его дочь, так как мастер оставил множество её портретов.Когда художник писал этот портрет,он не знал,какая печальная судьба её ждёт.

НЕПРОСТАЯ СУДЬБА СОФЬИ КРАМСКОЙ.

Софья Крамская была единственной девочкой в семье известного художника Ивана Крамского .Она родилась в 1866 году,училась в обычной гимназии, но благодаря творческой атмосфере, царившей в родном доме, рано почувствовала интерес к живописи. Отец старался развивать художественные навыки дочери и стал ее первым учителем. В детские годы Соня среди знакомых считалась некрасивой, но в юности похорошела.

Однако для отца она всегда была самой любимой моделью. Даже когда девочке из-за болезни обстригли волосы и у нее на голове отрастал неровный ежик (Соня пыталась прикрыть его кружевной косынкой), и тогда на полотнах отца дочь-подросток представала настоящей красавицей с бездонными глазами.

Будучи ровесницей дочерей П.М. Третьякова Веры (в замужестве Зилоти) и Сашеньки (в замужестве Боткиной), Соня с ними очень дружила. Вера Зилоти позже вспоминала:«Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи…В 16–17 лет Соня… похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и entrain (притягательность, обаяние) привлекали к ней много поклонников».

Соня действительно была очень изящной — Репин, ученик Крамского, восхищался ее фигурой, Альберт Бенуа всерьез ухаживал за ней, но в свои 30 лет он казался шестнадцатилетней Соне слишком «старым».
У нее появился другой жених — Сергей Сергеевич Боткин, молодой врач, представитель известной медицинской династии. Родственники торжественно отметили помолвку молодых, Крамской на радостях написал великолепные парные портреты жениха и невесты.

(Сергей Сергеевич Боткин впоследствии станет профессором медицины и лейб-медиком, но до революции не доживет, внезапно скончавшись в 1910 году, в 50 лет от инсульта. А его брат Евгений Боткин, тоже лейб-медик, будет расстрелян в 1918 году вместе с царской семьей).

Сергей Боткин неожиданно для всех влюбился в подругу своей невесты Александру Третьякову. Помолвка оказалась расторгнутой, и вскоре Саша Третьякова вышла замуж за бывшего жениха подруги.Соня Крамская нашла в себе силы сохранить с ней приятельские отношения. Но происшедшее надолго повергло Соню в тоску. На портрете, написанном отцом после разрыва помолвки дочери, Соня выглядит совсем по-другому..Ее лицо выражает лишь тоску и душевную тоску опустошенность.

Спасла Софью живопись. Шестнадцатилетняя девушка с головой ушла в работу и стала демонстрировать по-настоящему профессиональные успехи.«Между Соней и ее отцом была редкостная дружба, переходившая в обоюдное обожание», – писала Зилоти. В 1884 году Крамской, чтобы отвлечь Соню от душевных терзаний, вместе с дочерью отправляется в заграничную поездку (заодно и свое сердце подлечить — он был уже очень болен).

Путешествуя по Франции, Софья пристрастилась к живописным этюдам . Спустя год после путешествия Крамской писал: «Дочка моя, известная. ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант».Крамской понимал, что умирает, а дочь еще не встала на ноги и не нашла себя. Незадолго до смерти Иван Николаевич, тревожившийся за судьбу Софьи, сказал: «Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно… личная жизнь грозит превратиться в трагедию».

Софья действительно долго не могла оправиться от удара, ни в кого не влюблялась и не выходила замуж. Только в зрелом возрасте, в 1901 году. когда отца уже давно не было в живых, она заключила брак с петербургским юристом финского происхождения Георгием Юнкером.

Крамской, несмотря на простое происхождение , был принят при дворе и даже стал там своим человеком, не раз выполняя портреты членов императорского семейства (Александр III был большим демократом и предпочитал общение с обычными людьми, особенно — талантливыми, общению с романовским кланом), давал уроки живописи дочерям императора. Своими при дворе стали и его дети.

Софья Крамская тоже выполнила ряд работ, запечатлев императора, императрицу, их детей, прежде всего цесаревича, и других родственников. Но почти ничего не сохранилось.Что-то было уничтожено либо пропало в годы революции, что-то из собственных работ было передано ею в Острогожский музей, на родину отца, вместе с его картинами, и когда в 1942 году в музее вспыхнул пожар, погибло вместе с большей частью его коллекций.

Софья была признанной портретисткой, ее просто осыпали заказами. Увы, судьба многих работ, находившихся в частных руках, в домах и усадьбах, разгромленных в период революции, так же осталась неизвестной.

София Ивановна окончила частную женскую гимназию. В течение двух лет обучалась живописи у своего отца, после его смерти занималась рисованием под руководством А.Д. Литовченко, брала уроки акварельной живописи у А.П. Соколова, пользовалась советами А.И. Куинджи. В начале 1890-х годов посещала частную живописную школу в Париже, где ее опекал старый друг И.Н. Крамского скульптор М.М. Антокольский.

Живописный портрет И.Н.Крамского, исполненный в год его смерти, стал одним из самых ранних ее произведений и принес художнице известность. В.В.Стасов включил этот портрет, точнее офорт, выполненный с него В.В. Мате, в свою большую статью о Крамском. Так уж повелось с легкой руки Стасова: имя Юнкер-Крамской чаще возникает в связи с именем ее отца.

С 1888 года художница участвовала во многих выставках как в России, так и за границей. Она пробовала свои силы в разных видах и жанрах искусства: в портрете (часто писала по фотографиям), в бытовом жанре (отдавала предпочтение сюжетам мелодраматического свойства), в натюрморте.
С 1910-х годов Юнкер-Крамская увлеклась миниатюрой. Выступала в качестве иллюстратора, участвовала в юбилейном издании, посвященном 100-летию А.С. Пушкина. С конца 1880-х годов работы Юнкер-Крамской стали известны. К этому периоду относится одна из лучших ее живописных работ – «Спящая» (ГТГ, конец 1880-х – начало 1890-х годов).

Юнкер-Крамская вместе с братьями на протяжении многих лет заботилась об Острогожской художественной галерее. Она вступала в переговоры с Академией художеств, с частными лицами, хлопотала по вопросам финансирования строительства музейного здания, по формированию коллекции. Ближайшие друзья художника откликнулись на просьбу родственников пополнить музей.
Свои работы прислали Репин, Куинджи, Бем, Кошелев, Менк, Ярошенко, Корзухин и др. Здание музея проектировал старший брат Софии Николай Крамской, а строителем выступал сын художника П.А. Брюллова – В.П.Брюллов.

Строительство было завершено в 1910 году. Вплоть до середины 1920-х годов Юнкер-Крамская состояла в переписке с директором музея Г.Н.Яковлевым. В годы советской власти она продолжала дарить свои работы. В 1942-м в музее случился пожар, большая часть коллекции погибла…
В 1901 году София Ивановна вышла замуж за Георгия Федоровича Юнкера Он был юристом, более 30 лет проработавшим присяжным поверенным в Петербургском Совете. По словам художницы, всю свою жизнь он был занят большим исследованием, посвященным истории декабристов, которое так и не было издано.
После замужества Софья Юнкер-Крамская много помогала своему мужу, который собирал материалы о декабристах и готовил книгу-исследование об этом периоде истории. Книга так и не была опубликована.

Муж Софьи Ивановны в 1916 году скончался. А вскоре начались и другие беды — революция, гражданская война, смерть матери в 1919 году. Но Софья Ивановна, которой было уже далеко за пятьдесят, старалась приспособиться к новой жизни.

С 1918 года она работала в художественно-реставрационных мастерских Главнауки. Ей, глубоко верующему человеку, пришлось стать организатором антирелигиозного музея Зимнего дворца и иллюстрировать «Историю религии» в издательстве «Атеист». Ей, дочери Крамского, прославленного мастера религиозной живописи, автора росписей купола Храма Христа Спасителя и великих христианских полотен!

Читайте также:  Кошка которая украла сосиску

При изучении биографии Юнкер-Крамской открылись до сих пор неизвестные факты ее жизни. В каталоге музейного собрания Общества «Мемориал» был опубликован акварельный портрет М.И. Ицыной с характерной подписью художницы.

По словам владелицы портрета, он исполнен в 1930–40-е годы в Красноярске художницей Юнкер, отбывавшей там ссылку. Ничто не оставляло и доли сомнения в авторстве портрета. Однако, до сих пор было известно, что Юнкер-Крамская умерла в 1933 году. О ее пребывании в Красноярске нигде не упоминалось.

В Отделе рукописей ГТГ хранится переписка сотрудников Третьяковской галереи с сыновьями И.Н.Крамского, которые в 1930-е годы помогали в подготовке к 100-летию со дня рождения художника юбилейной выставки.

Дети Крамского считались «благополучными», не затронутыми репрессиями. И никогда ни у кого не возникало мысли о постигшей семью Крамского трагедии, которая столько лет тщательно скрывалась.
«Моя сестра умерла 4 года назад, она уколола себе палец при очистке селедки, и заболела общим заражением, от которого и умерла», – писал в конце 30-х годов Анатолий Иванович Крамской, любимый брат Софии. А старший из братьев Николай Иванович Крамской добавлял: «…последние три года перед смертью для нее были очень тяжелыми, и смерть от отравления рыбным ядом ужасна».

Предположения об аресте и ссылке художницы в 1930-е годы, подтвердились после того, как в ГТГ в ответ на запрос пришли копии личного дела Юнкер-Крамской из архива ФСБ РФ. Софья Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года, обвинялась по статье 58-II УК РСФСР за контрреволюционную пропаганду. Ей вменялось в вину создание «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях…»

В октябре 1931 года дело было направлено для внесудебного разбирательства на тройку при ПП ОГПУ с ходатайством о применении к обвиняемой Юнкер-Крамской высшей меры социальной защиты – расстрела. 11 апреля вышло постановление выездной сессии Коллегии ОГПУ, предписывающее выслать художницу Юнкер-Крамскую в Восточно-Сибирский край сроком на три года.

27 апреля София Ивановна должна была отправиться с этапом в Иркутск, но 28 апреля попала в больницу при изоляторе тюрьмы с диагнозом – «тяжелая форма паралича». В мае 1931 года Юнкер-Крамская все же добралась до Иркутска, через три недели была переведена в Канск, через месяц – в Красноярск.

15 октября 1931 года Юнкер-Крамская из красноярской больницы пишет письмо Екатерине Павловне Пешковой, оказывавшей помощь многим политзаключенным. София Ивановна описывает тяжелое течение болезни, перенесенные во время ссылки две операции. Она подчеркивает, что всегда, несмотря на состояние здоровья, она работала: в Иркутске – как иллюстратор учебников и колхозных журналов, в Канске – как фотограф и ретушер в местной газете.

В Красноярске с ней случился второй удар, отнялась левая часть тела. Ее просьба состояла в смягчении участи: если нельзя вернуться домой, то хотя бы оставить ее в Красноярске до поправки здоровья, а затем – обязательно предоставить работу, настаивала больная художница, разбитая параличом.
25 марта 1932 года София Ивановна вернулась в Ленинград. 31 июля 1932 года Юнкер-Крамская написала благодарственное письмо Е.П. Пешковой, сообщив, что собирается работать и дальше, насколько позволят силы . В 1933 году художница умерла. 28 сентября 1989 года Софья Юнкер-Крамская была реабилитирована.

На протяжении нескольких десятилетий советской истории имя художницы Софии Ивановны Юнкер-Крамской было незаслуженно предано забвению. В последнее десятилетие ХХ века началось воскресение из небытия творчества Юнкер-Крамской. Оно все более привлекает ценителей и любителей искусства, произведения художницы занимают достойное место в музейных и выставочных экспозициях.

Источник

Котоживопись: 10 знаменитых художников, очарованных кошками

Все эти художники были представителями самых разных направлений. Одни работали в классическом стиле, другие использовали новаторские техники, третьи иллюстрировали книги, а четвёртые предпочитали графику. Но у всех у них есть нечто общее, а именно — любовь к кошкам.

Фредерико Бароччи

Фредерико Бароччи — итальянский мастер, творивший в конце XVI — начале XVII веков. Его картина «Мадонна с младенцем и кошкой» написана в конце эпохи Возрождения, однако совершенно не соответствует мировоззрению того времени — ведь в эпоху инквизиции охотились не только на ведьм, но и на кошек. Результатом такого отношения к «хвостатым» стали постоянные эпидемии чумы — чем меньше кошек, тем больше крыс.

«Мадонна с младенцем и кошкой», Фредерико Бароччи

Бароччи регулярно помещает котов в свои работы на евангельские темы. Художник рисует их в хлеву, в доме и в яслях. На полотнах живописца эти животные символизируют материнство, а также всё, что связано с домашним уютом. В этом смысле его даже можно рассматривать как первого зоозащитника в Европе.

«Мадонна с младенцем Иисусом и ребенком Иоанном Крестителем», Фредерико Бароччи

«Благовещение», Фредерико Бароччи

Жан-Батист Перронно

Расцвет творчества французского портретиста приходится на XVIII век. Большинство картин Жана-Батиста Перронно написаны пастелью, а сам художник считается одним из лучших мастеров в мире по работе в этой технике. «Портрет девочки с кошкой» — очень известная картина живописца. Она хранится в Национальной галерее Лондона, причём искусствоведы до сих пор ведут споры о её подлинности. Однако, если это всё же подделка, то, надо признать, очень искусная. Авторство остальных полотен Перроно не оспаривается.

«Девочка с котёнком» , Жан-Батист Перронно

«Магдалена де ла Гранж, урождённая Парсеваль»,Жан-Батист Перронно

Эмиль Мунье и Жан Леон Базиль Перро

Эти художники — представители академической живописи. Они писали в стиле «сентиментального реализма», который французские импрессионисты считали устаревшим, а также были мастерами жанровых сцен. Эмиль Мунье и Жан Леон Базиль Перро жили и творили приблизительно в одно время. Известно, что оба художника были замечательными отцами. У Эмиля Мунье было двое детей. Вскоре после рождения второго ребёнка, его жена скончалась, а овдовевший супруг всецело посвятил себя творчеству, преподаванию и своим малышам — Анри и Мари-Луизе. У Жана Леона Базиль Перро было шестеро детей. Ну а там, где много деток, обязательно появляются котята.

«Её лучший друг», Эмиль Мунье

«Завтрак», Эмиль Мунье

«Девочка, играющая с котенком», Эмиль Мунье

«Её любимый питомец», Жан Леон Базиль Перро

«Лучшие друзья», Жан Леон Базиль Перро

«Уснувшая девочка», Жан Леон Базиль Перро

Джулиус Адам

Джулиус Адам жил в Германии. Он писал картины в период с конца XIX до начала XX столетия. Его работы светятся счастьем, и это не удивительно — ведь художник рисовал детство. Правда, вместо детей на его полотнах изображены котята, иногда вместе со своей мамой-кошкой.

«Три котёнка», Джулиус Адам

«Рыжая кошка с котятами», Джулиус Адам

Генриетта Роннер-Книп

У этой голландской художницы, которая жила в наше столетие, был большой опыт в рисовании животных. Её руке принадлежат портреты питомцев, живших в королевских семьях — художница писала с натуры четвероногих любимцев Габсбургов и Гоггенцоллернов. У самой Генриетты было несколько кошек и собак.

За заслуги перед государством женщина получила одну из самых почётных королевских наград в Нидерландах — орден Оранских-Ниссау. На арт-торгах, проходивших в 2006 году, неизвестный покупатель заплатил за картину Генриетты Роннер-Книп «Играющие котята» 500 тысяч долларов.

«Играющие котята», Генриетта Роннер Книп

«Юные музыканты», Генриетта Роннер-Книп

«Игра с веером», Генриетта Роннер-Книп

Карл Калер

Этот живописец, творивший в Австрии в конце позапрошлого века, никогда не являлся поклонником анимализма. Однако именно Карлу Калеру выпала честь написать самый большой в мире портрет с котами — на картине их 42! Заказчицей грандиозного полотна, которое известно под названием «Любовники моей жены», стала американская миллионерша Кейт Бёрдселл Джонсон. По легенде, картину так озаглавил её муж, который, к сожалению, не увидел готового шедевра. Супруги держали в своем поместье целых 350 кошек! Чтобы выполнить заказ женщины, Карл Калер был вынужден три долгих года наблюдать за повадками животных. Как оказалось, писать котиков очень непросто.

Читайте также:  Египетские названия для кошек

«Любовники моей жены», Карл Калер

Луи-Эжен Ламбер

Луи-Эжен Ламбер был учеником Эжена Делакруа и Поля Делароша. Расцвет его творчества пришелся на вторую половину и конец XIX столетия. Вообще, изначально Ламбер рисовал птиц, а кошачьими он увлекся после того, как его картина под названием «Кошки и попугай» была восторженно встречена в Парижском Салоне в 1857 году. После выставки коты стали основной темой в творчестве художника. Впоследствии его даже прозвали «кошачьим Рафаэлем», несмотря на то, что иногда он всё же рисовал и других животных, а также занимался иллюстрированием басен Лафонтена. Луи-Эжен Ламберт ещё при жизни в 1874 году был награждён орденом Французского легиона.

«Кошки и попугай», Луи Эжен Ламбер

Маргерит Жерар

Идеи для своих работ художница черпала, наблюдая за жизнью среднего класса, а также высшего общества конца ХVIII — начала XIX столетия, а в этих кругах того времени часто держали домашних питомцев. Работы Маргерит отличает свой собственный стиль — они очень женственны, наполнены теплом, уютом и материнской любовью. Критики считали её сюжеты примитивными, но зрителям часто именно это и было нужно. Они хотели видеть, что простая жизнь может быть радостной и беззаботной. Одна из самых известных картин Маргерит Жерар под названием «Триумф кошечки» находится в Москве в Пушкинском музее, хотя, на наш взгляд, картина «Обед кошки» получилась не менее триумфальной.

«Обед кошки», Маргерит Жерар

«Триумф кошечки», Маргерит Жерар

Луис Уильям Уэйн

Этот выдающийся представитель искусства не только писал картины в сказочном викторианском стиле, но и работал иллюстратором, а также увлекался графикой.

Зачастую любители животных склонны очеловечивать своих питомцев. Вот и котики Луиса Уильяма Уэйна похожи на людей. Таким образом, художник стремился через творчество искоренить ненависть к кошкам, характерную для английского общества. Благодаря этому, его по праву можно считать одним из первых зоозащитников.

«Интеллигент», Луис Уильям Уэйн

Живописец женился вопреки воле семьи. Своих котиков он начал рисовать, когда его горячо любимая жена тяжело заболела. Чтобы как-то развлечь её, художник придумывал разные сценки с котом Питером, а затем их рисовал. Сначала герой его сюжетов только читал и носил очки. Впоследствии коты Уэйна научились курить, играть в карты и танцевать. На картинах Луиса Уильяма они живут человеческой жизнью — ссорятся, мирятся и посещают светские мероприятия. К сожалению, эти котики стали классической иллюстрацией шизофрении в учебниках по психологии — к концу жизни художник всё сильнее страдал от этого заболевания, и по его работам хорошо заметно, как менялась реальность мастера.

«Кошка с веером», Луис Уильям Уэйн

Если Вам понравились эти очаровательные картины, поделитесь ими с друзьями!

Источник

Девушка с кошкой, Крамской — описание картины

  • Автор:Иван Николаевич Крамской
  • Музей: Музей Русского Искусства, Киев
  • Год: 1882

Описание картины:

Именно в портретах раскрылся величайший талант Ивана Николаевича Крамского, хотя его работы на историческую и религиозную тему не менее прекрасны.

Он ухватывал самую суть, искал человека в человек, не боялся неожиданных ракурсов, особую роль уделял изображению лица и рук и создал совершенно новую трактовку детского портрета.

На представленном полотне изображена дочь художника – это София. Как тонкий лирик и смелый колорист раскрывается здесь мастер. Дочь его находится на пороге перехода из детства в юность, но никакого любования свежестью и молодостью зритель здесь не отыщет. Всё от того, что художник всегда видел в детях равноправных моделей, строя свой художественный диалог, в первую очередь, с полноценными личностями. Крамского нередко упрекали в излишней психологичности детских портретов.

Вот и здесь лицо девушки, прилёгшей на диван, серьёзно, а глаза задумчивы. Героиня погружена во взрослые мысли. Изломанная поза уравновешивается мягкими, нежными очертаниями кошечки. Очень выразительны руки и особенно длинные тонкие пальцы.

Отношение Крамского с дочкой были очень дружественными, если не сказать больше – эти два родных человека обожали друг друга. По творчеству художника можно отчётливо проследить, как взрослела и хорошела его дочь, так как мастер оставил множество её портретов. Судьба девушки была печальна: она была репрессирована и, избежав казни, долгое время провела в ссылке. Крамской уже этого не застал…

Источник

Иван Николаевич Крамской. Девушка с кошкой

Иван Николаевич Крамской. 1882.Девушка с кошкой Холст, масло. 71 x 58 см Музей Русского Искусства, Киев

На картине изображена дочь художника София
Отношение Крамского с дочкой были очень дружественными, если не сказать больше – эти два родных человека обожали друг друга. По творчеству художника можно отчётливо проследить, как взрослела и хорошела его дочь, так как мастер оставил множество её портретов.Когда художник писал этот портрет,он не знал,какая печальная судьба её ждёт.

НЕПРОСТАЯ СУДЬБА СОФЬИ КРАМСКОЙ.

Софья Крамская была единственной девочкой в семье известного художника Ивана Крамского .Она родилась в 1866 году,училась в обычной гимназии, но благодаря творческой атмосфере, царившей в родном доме, рано почувствовала интерес к живописи. Отец старался развивать художественные навыки дочери и стал ее первым учителем. В детские годы Соня среди знакомых считалась некрасивой, но в юности похорошела.

Однако для отца она всегда была самой любимой моделью. Даже когда девочке из-за болезни обстригли волосы и у нее на голове отрастал неровный ежик (Соня пыталась прикрыть его кружевной косынкой), и тогда на полотнах отца дочь-подросток представала настоящей красавицей с бездонными глазами.

Будучи ровесницей дочерей П.М. Третьякова Веры (в замужестве Зилоти) и Сашеньки (в замужестве Боткиной), Соня с ними очень дружила. Вера Зилоти позже вспоминала:«Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи…В 16–17 лет Соня… похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и entrain (притягательность, обаяние) привлекали к ней много поклонников».

Соня действительно была очень изящной — Репин, ученик Крамского, восхищался ее фигурой, Альберт Бенуа всерьез ухаживал за ней, но в свои 30 лет он казался шестнадцатилетней Соне слишком «старым».
У нее появился другой жених — Сергей Сергеевич Боткин, молодой врач, представитель известной медицинской династии. Родственники торжественно отметили помолвку молодых, Крамской на радостях написал великолепные парные портреты жениха и невесты.

(Сергей Сергеевич Боткин впоследствии станет профессором медицины и лейб-медиком, но до революции не доживет, внезапно скончавшись в 1910 году, в 50 лет от инсульта. А его брат Евгений Боткин, тоже лейб-медик, будет расстрелян в 1918 году вместе с царской семьей).

Сергей Боткин неожиданно для всех влюбился в подругу своей невесты Александру Третьякову. Помолвка оказалась расторгнутой, и вскоре Саша Третьякова вышла замуж за бывшего жениха подруги.Соня Крамская нашла в себе силы сохранить с ней приятельские отношения. Но происшедшее надолго повергло Соню в тоску. На портрете, написанном отцом после разрыва помолвки дочери, Соня выглядит совсем по-другому..Ее лицо выражает лишь тоску и душевную тоску опустошенность.

Спасла Софью живопись. Шестнадцатилетняя девушка с головой ушла в работу и стала демонстрировать по-настоящему профессиональные успехи.«Между Соней и ее отцом была редкостная дружба, переходившая в обоюдное обожание», – писала Зилоти. В 1884 году Крамской, чтобы отвлечь Соню от душевных терзаний, вместе с дочерью отправляется в заграничную поездку (заодно и свое сердце подлечить — он был уже очень болен).

Путешествуя по Франции, Софья пристрастилась к живописным этюдам . Спустя год после путешествия Крамской писал: «Дочка моя, известная. ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант».Крамской понимал, что умирает, а дочь еще не встала на ноги и не нашла себя. Незадолго до смерти Иван Николаевич, тревожившийся за судьбу Софьи, сказал: «Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно… личная жизнь грозит превратиться в трагедию».

Софья действительно долго не могла оправиться от удара, ни в кого не влюблялась и не выходила замуж. Только в зрелом возрасте, в 1901 году. когда отца уже давно не было в живых, она заключила брак с петербургским юристом финского происхождения Георгием Юнкером.

Читайте также:  Токсоплазмоз у домашних кошек симптомы

Крамской, несмотря на простое происхождение , был принят при дворе и даже стал там своим человеком, не раз выполняя портреты членов императорского семейства (Александр III был большим демократом и предпочитал общение с обычными людьми, особенно — талантливыми, общению с романовским кланом), давал уроки живописи дочерям императора. Своими при дворе стали и его дети.

Софья Крамская тоже выполнила ряд работ, запечатлев императора, императрицу, их детей, прежде всего цесаревича, и других родственников. Но почти ничего не сохранилось.Что-то было уничтожено либо пропало в годы революции, что-то из собственных работ было передано ею в Острогожский музей, на родину отца, вместе с его картинами, и когда в 1942 году в музее вспыхнул пожар, погибло вместе с большей частью его коллекций.

Софья была признанной портретисткой, ее просто осыпали заказами. Увы, судьба многих работ, находившихся в частных руках, в домах и усадьбах, разгромленных в период революции, так же осталась неизвестной.

София Ивановна окончила частную женскую гимназию. В течение двух лет обучалась живописи у своего отца, после его смерти занималась рисованием под руководством А.Д. Литовченко, брала уроки акварельной живописи у А.П. Соколова, пользовалась советами А.И. Куинджи. В начале 1890-х годов посещала частную живописную школу в Париже, где ее опекал старый друг И.Н. Крамского скульптор М.М. Антокольский.

Живописный портрет И.Н.Крамского, исполненный в год его смерти, стал одним из самых ранних ее произведений и принес художнице известность. В.В.Стасов включил этот портрет, точнее офорт, выполненный с него В.В. Мате, в свою большую статью о Крамском. Так уж повелось с легкой руки Стасова: имя Юнкер-Крамской чаще возникает в связи с именем ее отца.

С 1888 года художница участвовала во многих выставках как в России, так и за границей. Она пробовала свои силы в разных видах и жанрах искусства: в портрете (часто писала по фотографиям), в бытовом жанре (отдавала предпочтение сюжетам мелодраматического свойства), в натюрморте.
С 1910-х годов Юнкер-Крамская увлеклась миниатюрой. Выступала в качестве иллюстратора, участвовала в юбилейном издании, посвященном 100-летию А.С. Пушкина. С конца 1880-х годов работы Юнкер-Крамской стали известны. К этому периоду относится одна из лучших ее живописных работ – «Спящая» (ГТГ, конец 1880-х – начало 1890-х годов).

Юнкер-Крамская вместе с братьями на протяжении многих лет заботилась об Острогожской художественной галерее. Она вступала в переговоры с Академией художеств, с частными лицами, хлопотала по вопросам финансирования строительства музейного здания, по формированию коллекции. Ближайшие друзья художника откликнулись на просьбу родственников пополнить музей.
Свои работы прислали Репин, Куинджи, Бем, Кошелев, Менк, Ярошенко, Корзухин и др. Здание музея проектировал старший брат Софии Николай Крамской, а строителем выступал сын художника П.А. Брюллова – В.П.Брюллов.

Строительство было завершено в 1910 году. Вплоть до середины 1920-х годов Юнкер-Крамская состояла в переписке с директором музея Г.Н.Яковлевым. В годы советской власти она продолжала дарить свои работы. В 1942-м в музее случился пожар, большая часть коллекции погибла…
В 1901 году София Ивановна вышла замуж за Георгия Федоровича Юнкера Он был юристом, более 30 лет проработавшим присяжным поверенным в Петербургском Совете. По словам художницы, всю свою жизнь он был занят большим исследованием, посвященным истории декабристов, которое так и не было издано.
После замужества Софья Юнкер-Крамская много помогала своему мужу, который собирал материалы о декабристах и готовил книгу-исследование об этом периоде истории. Книга так и не была опубликована.

Муж Софьи Ивановны в 1916 году скончался. А вскоре начались и другие беды — революция, гражданская война, смерть матери в 1919 году. Но Софья Ивановна, которой было уже далеко за пятьдесят, старалась приспособиться к новой жизни.

С 1918 года она работала в художественно-реставрационных мастерских Главнауки. Ей, глубоко верующему человеку, пришлось стать организатором антирелигиозного музея Зимнего дворца и иллюстрировать «Историю религии» в издательстве «Атеист». Ей, дочери Крамского, прославленного мастера религиозной живописи, автора росписей купола Храма Христа Спасителя и великих христианских полотен!

При изучении биографии Юнкер-Крамской открылись до сих пор неизвестные факты ее жизни. В каталоге музейного собрания Общества «Мемориал» был опубликован акварельный портрет М.И. Ицыной с характерной подписью художницы.

По словам владелицы портрета, он исполнен в 1930–40-е годы в Красноярске художницей Юнкер, отбывавшей там ссылку. Ничто не оставляло и доли сомнения в авторстве портрета. Однако, до сих пор было известно, что Юнкер-Крамская умерла в 1933 году. О ее пребывании в Красноярске нигде не упоминалось.

В Отделе рукописей ГТГ хранится переписка сотрудников Третьяковской галереи с сыновьями И.Н.Крамского, которые в 1930-е годы помогали в подготовке к 100-летию со дня рождения художника юбилейной выставки.

Дети Крамского считались «благополучными», не затронутыми репрессиями. И никогда ни у кого не возникало мысли о постигшей семью Крамского трагедии, которая столько лет тщательно скрывалась.
«Моя сестра умерла 4 года назад, она уколола себе палец при очистке селедки, и заболела общим заражением, от которого и умерла», – писал в конце 30-х годов Анатолий Иванович Крамской, любимый брат Софии. А старший из братьев Николай Иванович Крамской добавлял: «…последние три года перед смертью для нее были очень тяжелыми, и смерть от отравления рыбным ядом ужасна».

Предположения об аресте и ссылке художницы в 1930-е годы, подтвердились после того, как в ГТГ в ответ на запрос пришли копии личного дела Юнкер-Крамской из архива ФСБ РФ. Софья Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года, обвинялась по статье 58-II УК РСФСР за контрреволюционную пропаганду. Ей вменялось в вину создание «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях…»

В октябре 1931 года дело было направлено для внесудебного разбирательства на тройку при ПП ОГПУ с ходатайством о применении к обвиняемой Юнкер-Крамской высшей меры социальной защиты – расстрела. 11 апреля вышло постановление выездной сессии Коллегии ОГПУ, предписывающее выслать художницу Юнкер-Крамскую в Восточно-Сибирский край сроком на три года.

27 апреля София Ивановна должна была отправиться с этапом в Иркутск, но 28 апреля попала в больницу при изоляторе тюрьмы с диагнозом – «тяжелая форма паралича». В мае 1931 года Юнкер-Крамская все же добралась до Иркутска, через три недели была переведена в Канск, через месяц – в Красноярск.

15 октября 1931 года Юнкер-Крамская из красноярской больницы пишет письмо Екатерине Павловне Пешковой, оказывавшей помощь многим политзаключенным. София Ивановна описывает тяжелое течение болезни, перенесенные во время ссылки две операции. Она подчеркивает, что всегда, несмотря на состояние здоровья, она работала: в Иркутске – как иллюстратор учебников и колхозных журналов, в Канске – как фотограф и ретушер в местной газете.

В Красноярске с ней случился второй удар, отнялась левая часть тела. Ее просьба состояла в смягчении участи: если нельзя вернуться домой, то хотя бы оставить ее в Красноярске до поправки здоровья, а затем – обязательно предоставить работу, настаивала больная художница, разбитая параличом.
25 марта 1932 года София Ивановна вернулась в Ленинград. 31 июля 1932 года Юнкер-Крамская написала благодарственное письмо Е.П. Пешковой, сообщив, что собирается работать и дальше, насколько позволят силы . В 1933 году художница умерла. 28 сентября 1989 года Софья Юнкер-Крамская была реабилитирована.

На протяжении нескольких десятилетий советской истории имя художницы Софии Ивановны Юнкер-Крамской было незаслуженно предано забвению. В последнее десятилетие ХХ века началось воскресение из небытия творчества Юнкер-Крамской. Оно все более привлекает ценителей и любителей искусства, произведения художницы занимают достойное место в музейных и выставочных экспозициях.

Источник